Знаменитый Тихвин: достопримечательности, мужской и женский монастыри, интересные окрестности - отзыв туриста, фото и видео

Обновлено:

Удивительный город, не перестающий быть крупной торгово-транспортной развязкой, вначале пешей, потом водной а потом и железнодорожной. Город, первое упоминание которого связано с иконой и никак иначе. Город, население которого в 1825 году составляло всего 3 803 человека, а в 2017 году 57 900 человек. Город носящий гордое звание “Город воинской славы”, и знаменитый своими соборами, храмами и монастырями. Город, входящий в состав 110 исторических городов России. Провинциальный тихий город с такой богатой историей - вашему внимание предоставляется знаменитый Тихвин!

Мне захотелось рассказать о том, что я увидела в Тихвине, поэтому никаких топ-10 или топ-25 знаменитых достопримечательностей Тихвина не будет. Зато будет рассказ туриста, который не просто посмотрел, но и постарался заглянуть в историю, и даже поискал интересные факты, а потом душевно вам об этом поведал…..

Где расположен город Тихвин и как до него добираться

Тихвин находится в юго-восточной части Ленинградской области, на расстоянии чуть больше  200 км от Санкт-Петербурга. Расположение города исторически связан с пересечением торговых и водных путей, и располагается город на обоих берегах реки Тихвинка.

Название погоста, а потом и города сформировалось, по мнению исследователей, от названия и функционала реки.  Речка тихая, струящаяся, поэтому названа Тихвинкой, или по фински -  tihkua «сочиться». От реки получило наименование и поселение, на удивление  не тронутое переименованием в советское время.

Как добираться из Санкт-Петербурга до Тихвина:

  • на рейсовом автобусе от автовокзала № 2 на Обводном канале.  Автобусы идут в среднем каждые 2 часа, время в пути ориентировочно 3,5-4 часа
  • на электричке. К сожалению прямой электрички СанктПетербург-Тихвин нет, поэтому как вариант существует маршрут с пересадкой в Волховстрое. Электрички ходят с Московского и Ладожского вокзалов, время в пути от 4,5 часов, оно зависит от времени пересадки.
  • на проходящих поездах дальнего следования (что более удобно, чем электричка, нет пересадок). Время в пути от 4 часов и ориентироваться нужно на расписание РЖД. Вообщем добираться по железной дороге до Тихвина крайне неудобно.
  • на автомобиле. Дорога занимает около 3 часов, проходит по вполне комфортабельным трассам и этот вариант пожалуй самый предпочтительный.
  • на автобусе турфирмы, предварительно приобретя тур. Самый мало энергозатратный вариант, причем вместе с возможностью лицезреть окрестности вы еще и экскурсию прослушиваете.

Я приехала в Тихвин вместе с экскурсией, причем изначально экскурсия была преимущественно с религиозной тематикой. По крайней мере экскурсовод представила наше путешествие как “Паломничество в святые места”. Ну паломничество, так паломничество.

Антониево-Дымский (Свято-Троицкий) мужской монастырь

По задумке экскурсовода, мы двигались к финальной точке “паломничества”, к Тихвинской иконе по всем правилам. Ибо сложилось поверье, что прежде чем отправляться к иконе Божьей матери, нужно обязательно поклониться мощам святого Антония Дымского в Антониево-Дымском мужском монастыре: “кто у Антония не бывал, того Тихвинская не принимает»

Поэтому проехав в Тихвин, мы отправились от него на юго-восток к берегам Дымского озера. Само озеро расположено среди болот, и во влажном воздухе на нем часто бывают туманы, или “дЫми”. Так вот, именно это озеро и его окрестности издревле, задолго до православной церкви считались энергетически чистым и благостным местом.

Ведь не случайно основатель монастыря Антоний, в своих поисках уединенного места, остановился именно здесь.

Особо не вдаваясь в житие святого Антония Дымского, поведаю о нем несколько слов, как историк.

Его имя, полученное при рождении нам не известно, предположительно родился Антоний в Великом Новгороде в 1206 году. В возрасте 20 лет он уходит от мирской жизни в Хутынский монастырь, где его наставником становится сам игумен монастыря Варлаам Хутынский. Не смотря на солидную разницу в возрасте, 87-летний Варлаам на смертном одре признает 37-летнего Антония своим “сверстником”  и “передает в его руки монастырь”. 

Конечно, говоря “сверстник”, игумен подразумевает духовное родство и духовный рост Антония. Однако, среди монастырской братии особого воодушевления приемник Варлаама не вызвал. Мало того что молодой, так еще и пять последних лет находился в путешествии, вдали от монастыря. Конечно по воле Варлаама (Антоний был отправлен в “командировку” в Царьград), но тем не менее, от насущных проблем монастырских он был очень далек.

Тем не менее, игумен Антоний, в течение года (1242), заканчивает строительство Преображенского собора, начатое Варлаамом и оставив все (книги, казну, утварь, ризы) уходит на поиски благостного места.

Для человека, пережившего тяготы пятилетнего путешествия, такой уход уже и не очень страшен, но для любого жителя 13 века уйти в никуда - это серьезный шаг.

Возвращаясь к месту силы на Дымском озере, ведь именно оно притянуло Антония. Или по другому - Антоний ощутил его и остался здесь насовсем. Очень много времени инок проводил в молениях на дымском камне, посреди озера. И вот именно он-то и является местом силы. Его силу сравнивают с Синь-Камнем близ Переяславля Залесского.

Сразу замечу, это не первый и не единственный случай, когда православная церковь находила такие камни, и оправдывала Место Силы тем, что он “намолен” каким нибудь служителем. В качестве примера:

  • Тихонов камень в Большесельском районе Ярославской области, на котором якобы в 17 веке была найдена икона с изображением святых. К этому камню каждый год совершался крестный ход и рядом была построена часовня;
  • Звенигородский камень, который находится в деревне Лызлово, Рузского района Подмосковья. По преданию именно на нем молился преподобный Савва, основатель Саввино-Сторожевского монастыря, и по окончанию его молитвы камень сдвинулся, и из-под него забил родник.
  • Камень преподобного Павла Обнорского, в долине речек  Нурмы и Обноры Вологодчины. По преданию, ученик Сергия Радонежского, Павел Обнорский основал около него монастырь и подолгу молился на этом камне.

Удивительно, насколько истории близки к нашей, дымской истории. Тоже камень, тоже молитвы на нем, и тоже основанный рядом монастырь. Монастырь, который три раза просто сносили с лица земли (тартары в 14 веке, шведы в 17 веке, и большевики в 1919 году), который прекращал свое существование как монастырь и по велению Екатерины II, и по указанию советской власти. И вновь и вновь, монастырь возрождался. И вновь и вновь сюда идут паломники. И вот вопрос, куда они идут? На место силы. А уж церковь может и дальше рассказывать о чудотворной силе воды Дымского озера, креста, установленного рядом с камнем в 1994 году и общей благостности места…

Однако одну особенность Дымского мужского монастыря необходимо отметить. Для 13 века было не характерно расположение монастырей за пределами городов. Просто потому что монахи не в состоянии обеспечить защиту своему месту обитания. И тем не менее, к Антонию Дымскому потянулись монахи. И появился чуть ли не первый монастырь в непроходимых лесах Обонежской пятины.

По мнению исследователей жития Антония, к нему монахов привлекала именно подчеркнутая аскетичность. Он не просто днем работал, а ночи проводил в молитвах, он еще и носил вериги (железную шляпу, гвозди которой впивались в голову, постоянно напоминая о терновом венце Христа), практиковал “жесткое житие”.

И вот что интересно, в современно Антониево-Дымском монастыре достаточно суровые порядки. В нем разработан свой внутренний устав, что уникально в наши дни. И цель его провести четкую границу между монахом и миром, не просто внешнюю, но и духовную. В частности практикуется полный отказ от мобильного телефона и интернета.

И вместе с тем, говорят что дымского монаха можно узнать везде - все очень естественно, простота и сердечность в отношениях. Так в обители принято, что каждый день игумен собственноручно разливает суп по тарелкам, следуя заповеди Христа «Больший из вас да будет вам слуга».

Большинство зданий Антониево-Дымского монастыря нуждаются если не в реставрации, то в полном восстановлении. Сам процесс восстановления продвигается довольно медленно и кажется монахов это более-менее устраивает. Ведь полностью восстановленный монастырь на Месте Силы получит ненужную популярность и у монастырской братии и у паломников. И мир, от которого ушли монахи, сам придет к ним в виде туристов.

На первом месте в процессе восстановления стоит Казанский храм от которого сохранилась только колокольня. Сейчас к нему потихоньку достраивают храм, на кирпичах которого маркером нанесены имена сотен жертвователей. Собственно любому желающему предоставляется возможность и пожертвовать и увековечить себя на кирпиче. Ящик для пожертвований стоит рядом с кирпичами, тут же можно найти и маркер.

А увековечив себя в камне, обязательно прогуляйтесь к Дымскому озеру. Дорога пролегает по аллее, мимо деревянной часовни, построенной в 2015 году в честь Тихвинской иконы Божией матери. А чуть дальше часовня Антония Дымского напротив того самого камня, и установленного рядом с ним в 1994 году поклонного креста.

И в принципе не важно, во что именно вы верите, в святость воды Дымского озера, в силу поклонного креста или в древнюю энергетику дымского камня, сработают и омовения, и молитвы и купание вокруг креста (и камня). Можно и желания загадывать, по крайней мене у славян среди ритуалов обращения к камням силы, обязательно присутствует загадывание желания.

А можно просто прогуляться, полюбоваться просторами озера, послушать тишину.

Тихвинский Введенский женский монастырь

Глядя на современные руины Введенского монастыря, сложно представить, что на рубеже 19-20 веков, монастырь входил в число 20 богатейших монастырей России.

Монастырь был основан 11 февраля 1560 года по указу царя Ивана Грозного, новгородским архиепископом Пименом Черным. Причем одновременно был основан и Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, “сестрой” которого считается Введенская обитель, первый монастырь получил название “Большого” Тихвинского монастыря, а второй Введенский - “Малого”, “Нового”.

С 1604 года монастырь упоминается в связи с переселением в него из Горицкого Воскресенского монастыря инокини Дарии. Молва, сплетни, россказни экскурсоводов и частично исторические документы утверждают, что Дрия, в миру Анна Алексеевна Колтовская, была четвертой женой Ивана Грозного.Интернет зашкаливает от информационного шлака, в котором описывается “сластолюбие” царя, его 8 жен, и еще невесть сколько любовниц, вместе с намеками на смерть царя от сифилиса. Фу… Тьфу. Вот по другому и не скажешь!

Для создания правильного понимания облика царя, я бы рекомендовала вам послушать лекцию Дмитрия Белоусова “Оболганный Иван Грозный” на Ютуб, либо почитать его же статью на сайте rus-imperia.ru. Можно почитать книги В. Манягина, С.В. Фомина о царе.

Так вот в отношении Анны Колтовской. Официальная версия гласит, что царь венчался с ней четвертым браком ориентировочно в мае 1572 года, а уже осенью 1572 года она “надоела” царю и он постриг ее в монахини. Иногда особо ретивые “спецы” начинают приплетать сюда ее близость к опальному Курбскому (не смотря на то, что бегство Курбского состоялось за 2 года до предполагаемого венчания), или ее борьбу с опричининой (что и вовсе из области фантастики, поскольку русская царица и политика, это полностью полярные явления).

Что же мы реально имеем? Первое: всех цариц хоронили в Вознесенском соборе московского Кремля. Я подчеркиваю - всех!. Мало того, в соборе могли быть захоронены не только царевны, царицы и великие княгини, но и близкие родственники приближенных царя. И вот вопрос: по какой же причине старица Дария похоронена во Введенском монастыре? Ведь последняя жена Ивана Грозного Мария Нагая тоже была пострижена в монахини, и тем не менее захоронена в Царской усыпальнице.

Второе: в сохранившихся исторических документах, летописях, нет никаких упоминаний о венчании и свадьбе Ивана Грозного и Анны Колтовской. Тогда как, например, со свадьбы с Марфой Собакиной сохранился свадебный разряд, свиток с указанием рассадки гостей за столом.

Вот и делает ряд исследователей выводы о том, что четвертой женой Ивана Грозного была Мария Нагая. И всего было у царя 4 жены. А не 8 как пишут сплетники интернета.

Кстати лишних жен начали приписывать Ивану Грозному еще с легкой руки Курбского. Ну а когда на великого царя полилась вся ложь и грязь под руководством Романовых, удивительно, как ему целый гарем не прописали.

Поэтому, не исключено, что Анна Колтовская взяла на себя роль царицы и получала за это дивиденды. Ведь с ее приездом в Введенский монастырь, монастырю передаются ряд угодий, царские особы периодически отправляют щедрые дары.

Вот послушайте, сколько раз инокиня Дария, будучи монахиней, то есть далекой от мирских почестей, напомнила царю Михаилу Романову в благодарственном письме, что она тоже царица:

«Государю царю и великому князю Михаилу Феодоровичу всея Руссии пищая твоя, государь, царская богомолица, блаженныя памяти государя царя и великаго князя Ивана Васильевича всея Руссии царица старица Дарья, Бога молю и челом бью. Пожаловал ты государь царь и великий князь Михайло Федорович всея Руссии меня нищую свою царскую богомолицу, прислал ко мне с своим государским жалованием стольника Дмитрия Колтовского, с ним пожаловал прислал своей государской радости и государыни царицы и великия княгини Марии Влодимировны жалованья: каравай, да сыр, да убрусец, да ширинку. И до меня государей вашей государской богомолицы то ваше государское жалованье дошло, и я, государь, ваша царская богомолица на вашем государском жалованье челом бью и о вашем государском многолетном здоровье должна Бога молить».

Каково? Читаешь и думаешь, а не специально ли столько упоминаний о том, что Дария царская богомолица, именно потому что играет она эту роль, на самом деле царицей никогда и не была. 

С другой стороны, Анна Колтовская реальная историческая фигура.Кроме того, упоминание о царице Анне есть как в Новгородской летописи, так и в духовной грамоте Ивана Грозного от 1572 года. Сохранились и царские грамоты, где она именуется Царицей и Великой Княгиней. И это здорово перетягивает чашу весов в пользу того, что Анна царицей все-таки была.

Единственный момент, который в этом случае следует прояснить, почему она так быстро была пострижена в монахини?

И вот здесь то как раз все просто. И рассказы о том, что Иван Грозный перебирал женщин и она ему быстро надоела, просто смешной детский лепет.

Иван Грозный был грозен в первую очередь для зарубежья. Он настолько укрепил и усилил государство, что его не просто боялись, его всеми силами пытались устранить. 

Царь Иван - это в первую очередь Государь и венчан он в первую очередь с Россией. Он жил для страны, и все помыслы его были направлены в сторону укрепления державы. Поэтому, когда была отравлена его первая жена Анастасия (факт подтвержден экспертизой, проведенной в 1963 году), отравлена вторая жена Мария Темрюковна, и умерла через две недели после свадьбы Марфа Собакина, угасшая фактически на глазах (тоже отравлена), один за другим умирают царевичи, можно ли было думать о сладострастии? Обязанность Государя не оставить после себя смуту, то есть оставить на царстве хорошо обученного наследника. Поэтому, Иван Грозный, был просто обязан вновь жениться не просто ради себя, а в первую очередь для укрепления престола. Для того времени это аксиома.

И вот вам ситуация, царь женился, трудится над появлением наследников, а царица бесплодна. Что делать? Продолжать жить с ней, сказали бы вы. А теперь представьте, что вы точно знаете, что вашу мать Елену Глинскую, ваших трех жен отравили. И это не паранойя Грозного, это уже установленные экспертизами факты. Так зачем же ставить под удар Анну, тем более что она не способна родить наследника. Не проще ли подарить ей спокойную жизнь? А где в тот период женщина могла находится без опасения за свою жизнь и судьбу? Или замужем, или в монастыре.

Вот такие мысли навеяло упоминание о старице Дарии во Введенском монастыре.

Инокиня Дария вероятнее всего была игуменьей Введенского монастыря, ориентировочно с 1624 по 1626 год. 

Собственно, вплоть до революции монастырь процветал. Вообще следует отметить удивительное благоволение Романовых к этому монастырю. 

С Введенским монастырем связана судьба Таисии Леушинской, ставшей очень известной на рубеже 19-20 веков и благодаря своей административной деятельности по созданию новых обителей и благодаря тесному общения с Иоанном Кронштадтским. Они были знакомы 35 лет, поддерживали друг друга в начинаниях, вели беседы, часть которых Таисия Леушинская описала в своих “Беседах с праведным Иоанном Кронштадтским”. 

Даже для людей, далеких от богословских текстов ее “Беседы” читаются очень легко и сами по себе привлекательны.Потрясающий человек, Иоанн Кронштадтский, описан в них ласково и  так по доброму. Еще интереснее читать ее автобиографические  “Записки игумении Таисии”, где можно ощутить внутреннюю жизнь монастыря.

Во Введенский монастырь Таисия Леушинская (в миру Мария Солопова) пришла в качестве послушницы, это еще не полный уход от мира, это первая ступень служения. Именно в статусе послушника проверяется готовность человека к смирению, служению и отказу от всего мирского. Следующая ступень - иночество, которое принимают через постриг и принятие обетов, но не всех. И последняя ступень уже монашество, с полным принятием всех обетов и уходом от мира.

Мария Солопова, после пострига инокиня Аркадия, прожила во Введенском женском монастыре 14 лет. Сама она вот так  отзывалась о своей первой обители: “...эта обитель была колыбелью моей монашеской жизни; в ней протекли и самые лучшие, и самые горькие минуты моей жизни духовной; я настолько любила эту обитель, что мне казалось, что нигде, кроме нее, я не найду ни счастья, ни спасенья души…”.

В “Записках” она подробно описала, почему была вынуждена покинуть монастырь. В монастырях 19 века практиковалась продажа келий в пожизненную собственность. Если же у послушника (инока, монаха) не было необходимой суммы, то он селился в общих кельях. Мария Солопова происходила из дворянской семьи, поэтому получила хорошее образование. И после некоторого периода “полевых” работ, ей поручили занятия с детьми прихожан. Родитель одного из обучаемых, лесопромышленник Снетков сделал монастырю крупное пожертвование лесом на строительство нового иноческого корпуса. При этом он просил, чтобы одну из келий получила и Инокиня Аркадия. Так и получилось, что будущая монахиня Таисия поселилась в келье, не выкупив ее себе, несмотря на то, что располагала деньгами. Кстати, этот корпус так и именуется сейчас Леушинским.

Спустя несколько лет, на келью нашелся покупатель, новая послушница, жена купца предложила за нее монастырю 800 рублей. Конечно же инокиня Аркадия ее освободила и заняла единственную, пустующую, находящуюся на первом этаже. Только вот очень сыро было в этой келье, одна стена была все время влажная, и зимой очень холодно. Аркадия начала чахнуть, и это видели все, но келью ей не меняли.

И когда ее вызвали по делам наследства, полученного от деда, в Новгород, Аркадия обратно уже не вернулась.

Но эта ситуация с кельей, неприятие ее монахинями Леушинской общины, куда она была назначена игуменьей и многое другое, воспринимает Таисия как испытания. Леушинскую община при ней, и благодаря ее деятельности получает статус монастыря. При монастыре открывается церковно-приходская школа, женские рукодельные курсы, создается церковный хор.

Таисия оказалась прекрасным администратором и организатором.

А еще, помимо прозы она писала стихи. Вот такие, например:

ВПЕЧАТЛЕНИЯ ПРИ РАЗСМАТРИВАНИИ ПЛАНОВ

ПРОЭКТИРУЕМОГО СОБОРНАГО ХРАМА ЛЕУШИНСКАГО МОНАСТЫРЯ В 1887-м ГОДУ.

Планы, планы дорогие,

Как мне вас осуществить? -

Помогите мне, родные,

Божий Храм соорудить!

Ничего я не имею,

И где взять, - не знаю я,

Никого просить не смею,

Только Господи, Тебя!

Ты мои все знаешь нужды,

Видишь множество скорбей,

Мои слезы пусть не чужды

Будут милости Твоей!

Ты богат неистощимо

Милосерд больше того,

Можешь Ты подать незримо

Рукой щедрой всем и все.

Не оставь же нас, Всесильный!

Сам на помощь к нам приди,

И могучею Десницей

Храм себе сооруди!

20 век как водораздел между богатым и процветающим монастырем в прошлом и его руинами в настоящем. После революции в монастыре устраивают детскую колонию, в 1926 году окончательно закрывают и в течение семи десятков лет используют главный собор как спортивный зал. И ладно бы использовали, но поддерживали в рабочем состоянии. Так нет же,  довели до аварийного состояния, с которым сейчас и справляются как могут несколько монахинь возрожденного в 2009 году монастыря.

Некогда монастырь окружала каменная ограда, сейчас остались только ее фрагменты. У ворот в монастырь возвышается колокольня Введенского монастыря, некогда самое высокое здание в Тихвине. Она была построена на месте старой обветшалой звонницы в 1820 году. На третьем этаже колокольни разместилась церковь великомученицы Екатерины и мученицы Августы. 

В очередной раз обращаю внимание на то, что Романовы на удивление благоволили монастырю. Так колокольню с надвратной церковью проектировал придворный архитектор Иосиф Иванович Шарлемань. Именно он возводил Готическую капеллу в парке Александрия (Петергоф). А поскольку отличительной чертой его проектов являлась тяга к готике, то и колокольня получилась слегка “готическая”, как выражаются на просторах интернета с чертами эклектики.

Не мне судить о канонах христианских церквей, но на фоне храмов монастыря, возведенных в 17 веке, колокольня безусловно выделяется. Или выделялась, поскольку тоже обветшала и нуждается в реставрации.

В конце 19 века от надвратного храма по липовой аллее можно было добраться до церкви Рождества Пресвятой Богородицы, возведенной ориентировочно в 1650 году. В свое время она была пристроена к соборному храму. До революции в ее ризнице хранилось несколько уникальных рукописей 17-18 веков.Сейчас она находится в  наигрустнейшем состоянии, простыми словами в руинах. Хотя вопрос о ее реставрации уже поднимается.

Центральное место в ансамбле монастыря занимает Введенский собор, ориентировочно возведенный в 1606 году, но разрушенный в 1613 году шведами. На его возрождение пожаловал средства первый царь из династии Романовых, поэтому ориентировочно окончание его строительства датируется в 20-х годах 17 века. В 80-х годах 19 века собор был реставрирован и частично обновлен, но первоначальный облик сохранился - каменный, трехглавый собор, очень изящный, украшенный лепниной и живописью снаружи.

Да, сейчас собор действующий. И стараниями монахинь, в нем все аккуратно и душевно. Но реставрация нужна! Хотя бы потому, что в монастыре дровяное отопление, нет единого центрального, как нет и центральной канализации. Конечно, это может считаться дополнительным испытанием для ушедших от мира. Но достаточно вспомнить историю Таисии Леушинской и как она тихо угасала в мокрой келье, постепенно лишаясь сил петь, выполнять другие обязанности. Так ли уж нужны настолько тяжелые испытания?

Памятник ленинградским детям в Тихвине

Экскурсия шла своим чередом. Два монастыря, благостное настроение, и тут железнодорожный вокзал и памятник. Ничего особо не ожидая, смотрю на фронтальную сторону, красивая мозаика, коленопреклоненная плачущая женщина. Игрушки и цветы у постамента.  Красиво, душевно, но и все…. 

Смотрю на вторую сторону и начинаю читать стихи… И сразу слезы. 

"Они были уже далеко от блокады –

Вывозимые в тыл ленинградские дети.

Где-то там, позади артобстрелов раскаты,

Вой сирен, стук зениток в прожекторном свете,...”

Стихи поэта Анатолия Молчанова. Его называли поэтическим голосом блокадного Ленинграда, практически последние двадцать лет. Он прекрасно знал историю блокады, его экскурсии по “Дороге Жизни”, говорят были самыми лучшими. Он встретил войну 9-летним и все 900 дней провел в блокадном городе. Он всю жизнь посвятил истории тех дней, увековечив ее в стихах и книгах.

Трагедия в Тихвине…. Если бы не два эшелона детей, она бы воспринималась менее болезненно. 

Тихвин в годы войны был стратегически важной железнодорожной станцией, максимально приближенной к линии фронта. Через Тихвин в тыл вывозили раненых и эвакуируемых, и везли к линии  фронта боеприпасы и вооружение.

Поэтому железнодорожная станция все время находилась под ударом немецких бомбардировщиков. Но 14 октября 1941 года немцы злобствовали 6 часов, а на путях кроме эшелонов с ленинградскими детьми, стоял эшелон с ранеными, и эшелон с боеприпасами….

Я не расскажу лучше Анатолия Молчанова:

"Они были уже далеко от блокады –

Вывозимые в тыл ленинградские дети.

Где-то там, позади артобстрелов раскаты,

Вой сирен, стук зениток в прожекторном свете,

Надоевшие бомбоубежищ подвалы,

Затемненных домов неживые громады,

Шёпот мам на тревожном перроне вокзала:

«Будет всё хорошо, и бояться не надо!…»

А потом путь по Ладоге, штормом объятой,

Волны, словно таран, били в баржи с разгона.

Наконец, твёрдый берег – уже за блокадой!

И опять пересадка, и снова в вагоны.

Они были уже далеко от блокады,

Всё спокойней дышалось спасаемым детям,

И стучали колёса: «Бояться не надо!

Бояться не надо! Мы едем! Мы едем!»

Поезд встал, отдуваясь, на станции Тихвин.

Паровоз отцепился, поехал пить воду.

Всё вокруг, как во сне, было мирным и тихим…

Только вдруг крик протяжный за окнами: «Воздух!»

«Что случилось?» – «Налёт. Выходите быстрее!..» –

«Как налёт? Но ведь мы же далёко от фронта…» –

«Выводите детей из вагонов скорее!..»

А фашист уже груз сыпанул с разворота.

И опять свист и вой души детские рвали,

Словно дома, в кошмарной тревог круговерти.

Но сейчас дети были не в прочном подвале,

А совсем беззащитны, открыты для смерти.

Взрывы встали стеной в стороне, за домами.

Радость робко прорвалась сквозь страх: «Мимо! Мимо!»

И душа вновь припала к надежде, как к маме –

Ведь она где-то рядом, неслышно, незримо…

А над станцией снова свистит, воет, давит,

Бомбы к детям всё ближе, не зная пощады.

Они рвутся уже прямо в детском составе.

«Мама!.. Ты говорила: бояться не надо!..»

Есть на тихвинском кладбище, старом, зелёном,

Место памяти павших героев сражений.

Здесь в дни воинской славы склоняют знамёна,

Рвёт минуту молчанья салют оружейный.

А в другой стороне в скромной братской могиле

Спят погибшие здесь ленинградские дети.

И цветы говорят, что о них не забыли,

Что мы плачем о них даже в новом столетье.

Помолчим возле них, стиснув зубы упрямо,

Перечтём вновь и вновь скорбный текст обелиска,

И почудятся вдруг голоса: «Мама! Мама!

Приезжай, забери нас отсюда! Мы близко!..»

Погибшие дети были захоронены на Тихвинском кладбище в братской могиле. В 1979 году по инициативе комсомольцев объединения “Кировский завод” на могиле был водружен памятник, отреставрированный в 2016 году. Все расходы по его реставрации взял на себя Благотворительный фонд Грачья Мисаковича Погосян, так же, как и спонсирование работ мастерской “Тавр” по созданию памятника у железнодорожного вокзала.

Сам памятник представляет из себя четырехметровую стелу, на лицевой части которой пламенеет мозаичная картина с плачущей женщиной на фоне вокзала, на обратной стороне изображена одна из архивных фотографий с детьми блокадного Ленинграда и стихи А. Молчанова. Венчает же стелу изображение Тихвинской иконы Божией Матери.

 Этот памятник - настоящая эмоциональная встряска от душевной спячки. Увидев его раз, не забудешь, и вспоминать будешь всегда со слезами.

Тихвинская водная система

Пожалуй самый лучший очерк о Тихвинской водной системе принадлежит перу краеведа Леонида Старовойтова. 

Никоим образом не претендую на дотошность в исследовании данного вопроса, я просто поделюсь интересными моментами.

Тихвинская водная система была самой короткой водной системой. связывающей верховья Волги (г. Рыбинск) и Санкт-Петербург. 

По непонятной причине идею создания Тихвинской водной системы приписывают царю Петру, прозванному в народе Антихристом. На мой взгляд, если этому любителю горячительных напитков выстроили деревянный дворец на берегу озера Крупино, который сгорел в 1801 году, это еще не значит, что он автоматически становится гениальным изобретателем водной системы.

Все гораздо проще, без вот этих вот “гениальных задумок Петра”. Ну не был Петр Антихрист гением, не был! А вот русский народ он ненавидел страшно, уничтожал его миллионами, это да.

На самом деле, по линии современной Тихвинской водной системы пролегал древний волок из Балтийского моря на Волгу, о чем свидетельствуют археологические находки.

Поэтому, когда в начале 18 века встал вопрос о создании водного пути от новой столицы Санкт-Петербурга к Волге, естественно в первую очередь рассматривались маршруты, освоенные еще в древности.

На протяжении более чем 10 лет заморские инженеры по поручению Петра исследуют, изучают Тихвинский волок, предлагают проекты, но…. дело дальше слов не пошло. Ну игде здесь так называемая “гениальность” Петра? Больше 10 лет примеряться к делу, но так его и не начать?

Еще четыре попытки начать строительство водной системы предприняли цари в 18 веке. Безрезультатные попытки.

В 1797 году сильная засуха привела к остановке Вышневолоцкой водной системы. Поэтому Павел I повелел завершить наконец исследования водных путей будущих Тихвинской и Мариинской водных систем и приступить наконец к строительству.

Думается и тут бы дело шло со скрипом, если бы во вновь созданный Департамент водяных коммуникаций (1799 год) не был принят в качестве одного из членов потрясающий человек, военный инженер Франц Павлович де Волан.

К Францу Павловичу де Волан (Франц-Павел Деволан, Де-Волант), заслуженно можно применять такие характеристики, как “выдающийся”, “добросовестный”, “трудолюбивый” а также “первый”. Родился в Антверпене, молодость провел в Северной Америке и Голландской Гвиане, а с 1787 года вступил в русскую службу. В качестве военного инженера он служил и у Потемкина, и у Суворова, и у Кутузова. Именно он проектировал планы новых городов Николаева, Григориополя, Тирасполя, Симферополя, Овидиополя, Хаджибея, Вознесенска. И самое главное - его дело жизни Одесса.Причем изначально город закладывался как мегаполис. Не так как обычно закладывали города - единый центр, от которого потом разрастается город. Одесса проектировалась де Воланом по главным улицам, как бы оставляя территории для дальнейшего роста.

К тому моменту как Франц Павлович стал членом Департамента водяных коммуникаций, он находился в звании Генерал-лейтенанта и самое главное, обладал колоссальным инженерным и архитектурным опытом. К 1802 году был готов «Проект Тихвинского канала с использованием рек», воплощать в жизнь который должен был автор. Первоначально на реализацию проекта положили 433 709 рублей. В планах было соорудить соединительный канал между верховьями рек Тихвинки и Соминки, и на всех реках системы поднимать уровень до судоходного с помощью системы полушлюзов и шлюзов. Интересно, что параллельно с Тихвинской водной системой де Волан руководил еще рядом проектов, это и Мариинская водная система и строительство канала между Онежским озером и Белым морем, и еще масса проектов. Удивительно, как он все успевал? И неудивительно, что современники описывают его как “скушного” человека. У него не было ни времени, ни желания заниматься интригами, или чем то удивлять свет. Но сколь же много полезного он оставил нам в наследство!

И вот уже в 81 номере (1811 год) газеты “Северная пчела” сообщается о проходе первых грузов по новой водной системе: “В течение минувшего сентября Тихвинским каналом от реки Сомины к здешней пристани и от оной отправилось 54 лодки с разным грузом …”.

Конечно, на Тихвинской водной системе постоянно велись работы. В частности полушлюзы заменяли на шлюзы. Всего их к середине 19 века насчитывалось 62. Каждый шлюз получал название в честь одного из городов Российской империи, были там и Пензенский и Орловский и Вятский шлюзы.

Передвижение по водной системе происходило при помощи конной тяги, вдоль рек и каналов устраивались особые дороги - бичевники, за поддержанием которых следили особо. На всем маршруте было предусмотрено многое, от фонарей на шлюзах, до поворотных столбов с катками для поворота судна, и караульных домов в опасных местах системы.

Расцвет водной системы пришелся на середину 19 века, когда за сезон с верховьев Волги к столице проходило около 5000 судов, перевозящих грузы на сумму 10 000 000 рублей и в обратную сторону приблизительно такое же количество.

И конечно же, Тихвинский водный путь способствовал развитию экономики края. Мукомольные, винокуренные, лесопильный заводы, мельницы,стекольное производство - вдоль водного пути в этот период было построено 13 заводов. Это был расцвет!

Но тут грянул 1851 год, когда в Российской империи была построена первая железная дорога. И именно со строительством новых дорог, приходили во все больший упадок водные системы. Жирную точку в истории Тихвинского водного пути поставила железнодорожная ветка, проложенная через Тихвин в 1906 году. Это был практически конец…., хотя официально от эксплуатации обветшалой водной системы отказались только в 1965 году.

И только благодаря стараниям  начальника Тихвинского гидроузла И.И.Богданова, сохранились плотина и шлюзы в самом Тихвине. Конечно, они подвергались неоднократному ремонту и в царское, и в советское время. Благодаря последнему ремонту в 2014 году, мы имеем представление о том как были устроены плотины и шлюзы по всему водному пути.

Тихвинская икона Божьей матери - исторический взгляд

С одной стороны, пересказывать церковные легенды о явлении иконы Божьей матери в Тихвине мне совсем не хочется. С другой стороны, с этой иконой связано столько интересных наблюдений! Нет, не о чудесном спасении, это не ко мне. 

Так вот. Официальная церковная легенда гласит, что в 1383 году икона Божьей матери, появившись неоднократно севернее Тихвина, окончательно материализовалась в якобы уже существовавшем городе. Радостные жители возвели для иконы деревянную церковь, которая за полторы сотни лет три раза горела, но икона оставалась целой.

Причем, явилась икона из Константинополя, и написана она была евангелистом Лукой, то есть в 50 годы I века н.э.

Давайте поразмышляем, что в этой легенде близко к действительности, а что….легенда.

Первое, это реальный возраст иконы. На рубеже 19-20 веков, самым известным реставратором был Григорий Осипович  Чириков (1882-1936). Он владел иконописной мастерской, находил и реставрировал иконы для самых известных коллекционеров того времени. И да, был для них непререкаемым авторитетом. В интервале между 1910 и 1920 годами, Чириков реставрировал Тихвинскую икону. 

Самого отчета о реставрации не сохранилось и знаем мы о том, как все происходило, благодаря описанию в книге русского историка искусства Никодима Павловича Кондакова. 

При реставрации с иконы было снято три слоя. И по манере письма нижнего слоя было установлено, что она написана в типичной для русской иконографии манере 14 века.

То есть, однозначно иконописец не евангелист Лука. А кто? О ком до нас дошли сведения, как о величайших иконописцах 14 века? Андрей Рублев, Феофан Грек, и конечно их ученики, последователи. Есть из кого выбрать.

Далее. Конечно икона не могла самостоятельно материализоваться где то, хотя бы и на берегу Тихвинки. Поэтому, думаю, есть другие варианты появления Тихвинской иконы. Самый реальный вариант - икону принес на берега Тихвинки монах, посланный Московским духовенством, неся православную веру в отдаленные, глухие места. Не случайно же в церковной легенде говорится о том, что как только икона явилась народу, для нее тут же возвели церковь.

Но почему именно 1383 год? Рассматривая историю Тихвинского края, ответа на этот вопрос не получишь. В это время территория края входила в Новгородскую республику. Мало того, археологическими исследованиями не подтверждено существование погоста на реке Тихвинки в 14 веке. 

Да, люди жили здесь с седой древности. Но малыми поселениями, насчитываемыми 1-4 двора, сведений о городах в крае нет. Просто потому что не было экономических предпосылок для их возникновения и развития. Да и плотность населения, всего 1,6 человека (?!) на 1 кв км.

Таким образом, появись икона на берегу Тихвинки в 1383 году, там она и осталась бы не найденной. Да и православный монах не мог принести веру в эти места в этот год, просто потому что не к кому ее нести, нет крупных поселений.

Значит время ее появления нужно перенести ближе к началу 16 века, когда Новгородские земли уже давно вошли в состав Московского княжества и земли республики московские князья раздают своим служилым людям. Напомню, что землевладение в тот период существует только в виде боярского или церковного.

Известно, что каменную Успенскую церковь возвели на месте деревянной, ориентировочно в 1510 году. На каких землях возводились храмы в первую очередь? На принадлежащих церкви. И становились храмы не только культовыми сооружениями, но и административными центрами церковных земель. Вот и ответ. Вероятнее всего икону принесли из Московского княжества, ориентировочно в конце 15 - начале 16 века, в новый храм, который строился на церковной земле, и к которому были приписаны все окружающие погосты. 

Тогда возникает вопрос, при чем же здесь 1383 год? Я нашла две версии, почему на этот год обратили внимание церковные сказители, писавшие легенду в 17 веке, в «Сказании о явлении и чудесах Тихвинской иконы Богоматери». 

Версия первая: в этом году в Константинополе, в соборе. находящемся в квартале Влахерна как раз исчезла икона Богородицы, по слухам написанная самим Лукой.

Версия вторая: связана с приездом в Новгород епископа Дионисия Суздальского в 1382 году. Епископ прибыл туда прямиком из Византии, получив благословение патриарха Нила и захватив с собой "кресты и иконы чюдны зело с мощами" (цитата Никоновской летописи).

Для создания ореола эпичного появления иконы на Руси подойдет как первая, так и вторая версии. А возможно и обе. Мы то с вами понимаем, что все было приземленнее и реальнее.

Еще один интересный момент связан с вопросом, подлинная ли икона Тихвинской Божьей Матери была вывезена в США, а затем возвращена обратно. Опустим момент, согласно которому, вариантов ее подмены в период, когда она путешествовала может быть много. Другое дело, о них пока ничего не известно. Известно другое. 

К реставрации иконы приложил руку Григорий Осипович  Чириков, названный самым известным “поддельщиком” икон своего времени. А поскольку отчета о реставрации Тихвинской иконы не сохранилось, но точно известно, что в мастерской Чирикова в 1910 году находилась мастерски сработанная копия Тихвинской иконы, возникает вопрос: а точно ли оригинал Тихвинской Божьей Матери вернулся в Успенский собор?

Однако, стоит подчеркнуть, что это просто предположения. Уж больно настораживает такое активное участие Чирикова в реставрации.

Наконец оклад иконы, или риза. В драгоценные оклады, чаще всего из золота и драгоценных камней иконы одевали в честь каких то великих событий. 

Оклад Тихвинской иконы описан в книге Александра Башуцкого «Тихвинские монастыри»: «В ней 21 фунт чистого золота, она укреплена на сребропозлащенной раме в 14 фунтов... Дары эти уже весьма богаты, но вера выразилась здесь приношениями еще несравненно драгоценнейшими… Императрица Анна Иоанновна пожаловала в 1734 году редкий изумруд по огромности и резьбе... Великая Княгиня Екатерина Павловна, посетив обитель с супругом своим в 1809 году, положила к иконе превосходный бразильский топаз в 66 1/2 карат и дорогие бриллианты; ею же были привезены от Императрицы Марии Федоровны бриллианты и голубой сапфир в 80 карат. Вообще на ризе сей 4804 бриллианта (368 карат), роз бриллиантовых 594, изумрудов 4, алмазов 141 (42 карата); яхонтов 5, топаз 1, сапфир 1, рубин 1, восточного жемчуга 5962 штуки…».

Вы же понимаете, что этот оклад исчез? Да исчез, причем еще в 1917 году, когда оклад поместили на хранение в Петроградскую Ссудную казну. Казну в октябре 1917 года Временное правительство решило ввезти в Ейск, затем в Екатеринодар, по дороге эшелон был разграблен, часть сокровищ белые вывезли в Сербию. Однако, краеведы Ейска утверждают, что часть сокровищ так и осталось где то в крае. Видимо так же считали и фашисты, которые в годы оккупации что то здесь активно искали. Но видимо не нашли, потому что в своем первозданном виде оклад Тихвинской иконы больше нигде не появлялся, ни в крупных коллекциях, ни на аукционах. А если учесть, что стоимость этого оклада сейчас несколько сотен миллионов долларов, то может не так уж и заблуждаются ейские краеведы?

Тихвинский Богородичный Успенский монастырь

Когда начинают повествование об Успенском мужском монастыре, всегда в первую очередь упоминают явление иконы Божьей Матери в 1383 году, построенную деревянную Успенскую церковь и только потом вспоминают о создании монастыря в 1560 году.

На мой взгляд, можно было бы и поменять последовательность и начать историю возникновения монастыря со строительства Успенского храма на средства и по повелению Василия III.

При этом, в период с  1507 по 1508 годы, по указанию князя было заложено три Успенских храма, в Тихвине, Дмитрове и Ростове. 

Исследователи связывают постройку соборов в честь Успения Пресвятой Богородицы с победами в русско-литовской войне как раз накануне Успения (в августе 1507 года и августе 1508 года).

Существует мнение, что прообразом Успенского Собора в Тихвине послужил Успенский собор в Москве. Однако, нужно помнить, что во-первых, московский собор строился иностранцем, Аристотелем Фиораванти. И строился не очень качественно, поскольку уже в начале 17 века он находился в аварийном состоянии. В дальнейшем он настолько часто подвергался ремонту и реставрации, что сегодня его называют «зареставрированным» памятником, его истинный образ стерся, поэтому уверенно заявлять о том, что именно выступил прообразом для Тихвинского храма, я бы не решилась.

Итак, Василий III строит несколько Успенских храмов в начале 16 века, в том числе и в Тихвине, и вероятно после строительства в храм передается икона Божией Матери, а через сто лет складывается сказ о чудотворной иконе, активно распространяемый церковью в течение нескольких сот лет. Итог - последовательность нарушена, но все свято уверены в правоте церкви.

Успенский собор многократно перестраивали и реставрировали, да и в момент моего посещения на куполах храма велись ремонтные работы. Скорее всего нуждаются в реставрации фрески, украшающие стены храма. Но не смотря на все, храм производит неизгладимое впечатление. И да, именно в нем сейчас находится возвращенная в 2004 году из США Тихвинская икона Божьей матери.

Сам Успенский монастырь был заложен в 1560 году по указанию царя Ивана Грозного. Версия о том, что якобы Тихвинский погост находился чуть ли не на границе боевых действий в Ливонской войне, чем и было вызвано строительство укрепленных монастырей, на мой взгляд разваливается, достаточно уточнить, где именно происходили сражения. 

Тем не менее, монастырь строили изначально, как укрепленный комплекс, который должен служить защитой от врага. Центром монастыря стал Успенский собор, вокруг которого прямоугольником возводились кельи и церкви. Они составляли внутреннее кольцо, а внешним служил деревянный тын, высотой 5-6 метров с девятью башнями. 

Стены помогли монастырю пережить шведскую осаду в 1613 году. И только в конце 18 века деревянные стены были заменены на кирпичные.

В 1581 году на вклад царя Ивана Грозного началось строительство церкви Рождества Богородицы и двухэтажной монастырской трапезной с прилегающими хозяйственными постройками. 

Что интересно? Исследователи установили, что для 16 века, трапезная была достаточно сложной постройкой и поэтому дорогостоящей. Неведомый архитектор предусмотрел систему гидроизоляции подвалов, позволяющих им оставаться не затопленными в паводки,  систему сложного поэтажного воздушного отопления. Причем своды палаты верхнего этажа трапезной очень напоминают по структуре своды Грановитой палаты Кремля.

Скорее всего царь Иван Грозный не просто деньги выделил, но и архитектора, и контролировал сам процесс постройки.

К слову церковь Рождества (в 1870 освящена и переименована в церковь Покрова), получилась очень нарядной, благодаря украшению из трех рядов кокошников.

Считается что просторная трапезная служила для больших сборов монастырских и посадских людей. Нам же, приезжающим в монастырь как туристы, или паломники, трапезная интересна именно как трапезная. Советую обязательно там отобедать, блюда простые, без изысков, доступные по цене, и очень-очень вкусные. За сахарными булочками я (грешница) два раза в очереди отстояла, просто потрясающе вкусно.

Еще одно очень интересное строение проспонсировал сын Ивана Грозного - Федор Иоаннович. На его средства в 1591-1593 годах была выстроена надвратная церковь Вознесения Господня. Она небольшая, у нее всего две главы и она возвышается над западными внутренними воротами. Сама церковь неоднократно перестраивалась и реставрировалась, было время, когда ее использовали просто как жилое помещение. 

Западные ворота именуют “Святые ворота”, и именно через них проходит парадный въезд на соборную площадь. Самое главное, будете в монастыре, обязательно пройдите через эти ворота. Вид на величественный Успенский собор, постепенно открывающийся при проходе через арочные ворота того стоит!

Наконец, вклад еще одного царя, на этот раз Бориса Годунова - звонница. Ее начинают возводить в 1600 году, одновременно с модернизацией знаменитой колокольни Ивана Великого в Кремле. Напомню, что по тем временам колокольня, которой надстроили третий ярус, стала самым высоким зданием (81 метр) в Москве. 

В Тихвине тоже была возведена неординарная колокольня. Конечно, в годы Великой Отечественной войны на ее месте остались руины, но в 60-е годы 20 века ей был возвращен облик 17 века. Звонница монастыря является практически визитной карточкой: пять шатров придают ей запоминающийся силуэт. Исследователи считают, что звонница построена по примеру пятипролетной звонницы Софийского Собора в Новгороде. Однако, за прошедшие столетия она неоднократно разрушалась, восстанавливалась и реставрировалась и в результате получила абсолютно свой незабываемый вид.

До революции на звоннице был установлен 21 колокол, 8 из которых являлись именными:

  • самый древний "Сигнальный", весом в 23 пуда
  • "Полиелейный", весом в 300 пудов, подаренный в 1589 году царем Федором Иоанновичем
  • "Вседневный" в 240 пудов, отлит в 1776 году
  • "Ранний", в 119 пудов отлит в 1802 году
  • "Трапезный и великопостный", в 40 пудов и 15 фунтов, отлитый в 1803 году
  • "Заказной", в 68 пудов

Все колокола были уничтожены после революции. Конечно сейчас на звоннице установлены новые колокола,отлитые в 1990 году, но все они значительно уступают размерами старым.

Династия Рюриковичей благоволила к Успенскому монастырю, на вклады царей было построено большинство строений. Романовы, особенно наследники Петра и сам Петр Антихрист, монастырям внимания не уделяли. Только в 19 веке в монашестве Романовы увидели одну из опор государства. Поэтому и выделялись монастырям ежегодно деньги из казны. 

Так на содержание Успенского монастыря в середине 70-х годов 19 века из казны поступало ежегодно  1307 руб. 33 копеек. А учитывая, что рубль того периода приравнивался к 1040 современным рублям 27 копейкам, несложно посчитать что на содержание обители только казна давала  1 359 976 современных рублей. А ведь были еще и пожертвования от купцов и дворян, да и просто прихожан. Не случайно, именно в 19 веке в монастыре возводятся две симпатичные церкви по проектам придворного архитектора Николая Леонтьевича Бенуа.

Занимательно, что Николай Бенуа в своих проектах предпочитал готические мотивы, вспомните хотя бы готические конюшни в Петергофе или храм в Лисино (Церковь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня). 

Однако присмотритесь к церкви Тихвинской иконы Божией Матери, которая известна больше под именем “Крылечко”, возведенной по проектам Бенуа в 1860-1865 годах. Или к Крестовоздвиженской церкви, построенной по его же проекту 1871-1877 годах. Даже купола у церквей луковичной формы, распространенной на Руси с 10-11 века. И легкость, и кружевное оформление, все свойственно русскому стилю. 

Талантливый архитектор учел все реалии старинного русского монастыря и органично вписал свои проекты. Оба здания традиционно считаются одними из самых красивых в ансамбле Успенского монастыря.

Выводы

Стоит ли ехать в Тихвин? Однозначно стоит! И паломнику и просто туристу. Монастыри, остатки тихвинской водной системы, городские памятники, все буквально дышит историей, и если вы неравнодушны к ней, то вам сюда!

Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение