Что посмотреть в Кронштадте за 1 день: форты, исторические места, лучшие достопримечательности

Обновлено:

Город-крепость, город-порт, открытый для свободного посещения только в 1996 году. Кронштадт! Приехать в Санкт-Петербург и не побывать в Кронштадте? Невозможно!

Однако, Кронштадт славится тем, что в нем находится 300 достопримечательностей. Караул! Куда бежать и что можно посмотреть, например, за один день? 

Когда есть время и возможности, в Кронштадт можно приезжать много раз, и не спеша, смакуя, исследовать его таинственную историю. Если же времени мало, нужно успевать увидеть самое основное: форты Кронштадта, Морской Никольский собор, памятники адмиралам и Петру I, Якорную площадь и конечно же парк Остров фортов.

Мы с детьми как раз и относились к тем туристам, которые все хотят увидеть за один день. Поэтому решили покататься на теплоходе и посмотреть на знаменитые форты и современные корабли нашего флота с моря, а затем прогуляться к Морскому собору и в парк Остров Фортов. И вот что у нас получилось...

История Кронштадта: интересные факты

Итак, куда мы едем? Кронштадт это что, и, собственно, это где?

Сейчас Кронштадт - это город с населением свыше 44 тысяч человек и порт, одна из баз российского военно-морского флота.

Кронштадт находится на острове Котлин в Финском заливе. Интересно, что до сих пор нет единого мнения, откуда произошло название острова. Дело в том, что достаточно долгое время (13-17 века) остров служил границей между шведами и новгородцами. Затем лет 80, остров был под шведами. Поэтому исторических наименований у острова много, это и шведское (или финское?) Kettusaari (“лисий остров”),  и немецкое Ketlingen (что-то в смысле “поселение-котел”). В Новгородских же грамотах  XIII в. - Котлинг, позже о. Котлин.

В сети вовсю тиражируются две версии, по которым остров получил название от слова “котел”. Якобы расположен остров в похожей на котел горловине Финского залива…. Или и того хлеще, котел на костре, это все что осталось от отступающих в панике от Петра I шведов, когда русские солдаты высадились на остров….

Однако для самого острова самым важным событием стала зима 1703-1704 годов, когда русскими солдатами на нем спешно были возведены укрепления. Русские укрепления, да еще и с пушками, очень удивили шведский флот, который попытался вернуться на остров весной. Такой прыти от русских шведы не ожидали. Ну и по окончании Северной войны, остров благополучно отошел России.

Вот с этого периода остров-порт стал играть очень важную роль в защите северной столицы. 

Просто в начале 18 века по достоинству оценили расположение острова, и выяснилось, что сам остров и отмели, идущие от северного и южного берега Финского залива отлично защищают устье Невы.

И действительно, после укрепления острова, постройки на нем первой крепости (Кроншлот), а потом второй (Кронштадт), остров превратился в форт, мимо которого за всю историю не смогло пройти ни одно неприятельское судно!

Кроме важного стратегического значения, Кронштадт знаменит еще и тем, что в нем происходили многие события со знаком “впервые”.

Вот например:

  • именно здесь построен первый ледокол современного типа “Пайлот” в 1864 году
  • здесь впервые в истории появились водолазы
  • в период Крымской войны (1853-1856) в акватории Финского залива вокруг Кронштадта, впервые, были установлены заградительные мины. Поэтому над адмиралом Соединенной эскадры (французы и англичане) Нэпиром, который заявил, что “Позавтракает в Кронштадте, а обедать будет в Петербурге”, а увидев Кронштадт отвел эскадру обратно - смеялась вся Европа.
  • именно отсюда в 1803 году была совершена первая кругосветная экспедиция И. Ф. Крузенштерна. и после нее в Кронштадте была организовано еще  40 кругосветных экспедиций
  • отсюда же стартовала 1-ая антарктическая экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, которая 16 января 1820 года открыла новый материк - Антарктиду
  • ну и наконец, первый в мире радиоприемник А.С. Попов изобрел здесь же.

Это только вкратце. Вообщем интересный город, с очень занимательной историей.

Морская экскурсия на теплоходе по фортам Кронштадта

Мы добирались до Кронштадта на автомобиле по КАД, через тоннель и по дамбе. Сама по себе дорога очень живописная. Но приехать в Кронштадт можно и по другому.

Как добраться до Кронштадта из Санкт-Петербурга

Вариантов несколько:

  • на автомобиле, пользуясь навигатором Яндекс
  • на автобусе № 101, от станции метро “Старая деревня”
  • на маршрутках, № К-405 от станции “Черная речка”, и № К-407, от станции метро “Проспект Просвещения”
  • на экскурсионном теплоходе “Метеор”, но только с четверга по воскресенье, и всего один маршрут в день
  •  на такси (дорого и богато….)

Наш теплоход отправлялся от Зимней пристани, расположенной рядом с Петровским парком. Здесь в летнее время теплоходы “Риберпан”, “Скрябин” и “Балтиец” отправляются на морские прогулки каждый час с 13-00 до 17-00. Билеты можно купить на сайте.

В солнечную и почти безветренную погоду, морская экскурсия не просто познавательна, но и просто приятна. На теплоходах есть и закрытые и открытые палубы, и даже небольшой бар. Экскурсии проходят вживую, очень занимательно!

Что можно увидеть за 45 минут плавания? Многое. В первую очередь современные боевые суда, пришвартованные в Кронштадте. Таки и выглядят величественно, и здорово будят патриотизм. 

Теплоход делает небольшой круг проплывая мимо всех фортов и дамбы. 

В первую очередь, справа по ходу движения, нам открывается знаменитый форт “Кроншлот”, старейший из фортов Кронштадта.

Форт “Кроншлот”

Дело в том, что в устье Невы есть всего лишь два фарватера (безопасных прохода для судов) - Северный и Южный. Оба фарватера проходят рядом с островом Котлин, соответственно с севера и юга. Поэтому тот, кто контролирует остров, контролирует и все судоходство в устье Невы.

Удивительно, что шведы, которым почти столетие принадлежал Котлин, так и не оценили его стратегическое значение. Возможно потому, что они не строили города в устье Невы…..

Из двух фарватеров, для плавания больших (в том числе и военных) судов доступен только Южный фарватер. Поэтому даже небольшое укрепление, с которого можно было бы простреливать фарватер у Котлина, могло бы обеспечить защите Санкт-Петербурга.

Это отлично понимали во времена Петра I. Поэтому, как только шведы покинули Котлин и ушли на зимовку, на отмели рядом с Колином началось возведение первого форта. 

Фундамент для форта строили примерно следующим образом: на льду собирались деревянные ящики (ряжи) и заполнялись камнями, затем вокруг них лед подрубался и ряжи опускались на дно. Потом эти ряжи наращивались, приблизительно на глубину отмели - 3,5 метра. Такая технология строительства успешно использовалась нашими предками для строительства мостов, мельниц или плотин.

Когда ряжи нарастили на высоту 1,5 метра выше уровня моря, на них положили сплошной бревенчатый настил, который и стал основанием для башни форта. Сама башня представляла собой десятигранник, да еще и состояла из трех ярусов.

Толщина стен башни достигала 1,5 метров, на вершине располагалась смотровая площадка, флагшток и фонарь.

На втором и третьем ярусе, на каждой стороне находилось по две орудийные амбразуры. Всего в тот момент в башне было установлено 49 пушек. 

Форт возвели буквально за полгода и весной 1704 года даже освятили и назвали Кроншлосс – «Коронный ключ». Правда потом Петр I передумал и переименовал форт в Кроншлот – «Коронный замок».

Конечно, такое укрепление абсолютно не порадовало шведов, наивно считавших залив у Невской губы своим. В ходе Северной войны шведы сделали несколько попыток захватить форт или остров, но неудачно. 

После победы в Северной войне форт был дополнительно укреплен. Он был устроен таким образом, чтобы в него могли войти суда, и прикрываясь стенами крепости, вести прицельный обстрел противника.

Конечно в своем первозданном виде форт не сохранился. Уже в 1749 году рассматривался вопрос о постройке каменного форта. Но поскольку для нового форта нужно было укреплять фундамент, а денег для этого в казне не было, вопрос перестройки отложили в долгий ящик.

Строительство каменного форта началось только в 1850 году. Для этого в первую очередь фундамент форта укрепляли сваями. И вбивали сваи не только механическими молотами но и с помощью двух паровых молотов, конструкции Джеймса Несмита.

Сегодня форт имеет тот же вид, что и в середине 19 века. Доступ на него закрыт, не смотря на то, что военным он давно не нужен. Форт постепенно приходит в упадок. 

Но мы плывем дальше и справа по ходу движения приближаемся ко второму форту, возведенному еще при Петре и позже названному в честь него.

Форт “Император Петр I” (“Цитадель”)

Строительство этого форта было тесно связано с морской торговлей, которую активно начали вести купцы Санкт-Петербурга. Но суда с большой осадкой не могли пройти в устье Невы. Именно поэтому в 19 веке был построен искусственный фарватер - Морской канал. 

А в 18 веке многие суда разгружались на острове Котлин, перегружали товары на лодки и так доставляли их в Санкт-Петербург. Для этого была построена Купеческая гавань, на острове Котлин, а с ее строительством возникла новая головная боль - ее нужно было защищать от нападения с моря.

Поэтому в 1721 году начинается возведение форта “Цитадель”. Строили его так же как и форт Кроншлот, по старой деревоземляной технологии, и была она деревянной вплоть до 1824 года. У форта была форма в виде треугольника, тупой угол которого был обращен к рейду и снабжен 106 пушками. Как и в Кроншлоте, в Цитадели была внутренняя гавань, куда могли зайти корабли.

В 1824 году на Кронштадт и Санкт-Петербург обрушилось сокрушительное наводнение и Цитадель не устояла. Разрушения были настолько серьезные, что Романовы наконец то осознали, что деревянные форты пора заменять каменными.

Должна отметить, вовремя сообразили. И время было для перестройки старых фортов и строительства новых. И когда началась Крымская война (1853 год), Южный фарватер был настолько хорошо защищен, что ни англичане, ни французы так и не смогли пробиться к Санкт-Петербургу.

С 1827 года в Цитадели начали замену деревянных блоков на каменные. Выяснилось, что вначале нужно укрепить фундамент, что и сделали с помощью свай и бетона. К 1834 году строительство закончили. Тогда же указом императора Николая I форт “Цитадель” был переименован в форт “Император Пётр I”.

Чем особо знаменит этот форт? Тем, что и в Крымскую войну и в Великую Отечественную войну здесь изготавливали и устанавливали подводные мины, благодаря которым Петербург был недосягаем для врага с моря.

Уже ближе к концу 19 века форт перешел во вторую линию обороны, обзавелся своей дамбой, подъемным краном и пристанью. Тогда уже форт использовали больше как склад, в 1896 году вообще исключили из числа оборонительных сооружений. Но вплоть до наших дней форт оставался закрытым для посещения и использовался как база хранения военно-морского арсенала.

Сегодня на реставрацию “Кроншлота” и “Петра I” выделены средства из бюджета и уже к 2025 году  мы надеемся увидеть обновленные форта.

Форт “Александр I”, или русский форт Боярд (Чумной форт)

А миновав форт “Петр I” мы уже подплываем к русскому варианту Баярда, форту, прозванному в народе Чумным.

Да, форт действительно похож на французский Баярд. Возможно своей почти овальной формой, возможно потому что проектировщиками были французы по происхождению: вначале Л.Л. Карбоньер, а после его смерти, основательно все изменивший М.Г. Дестрем.

Однако возведение форта начиналось так же как и других фортов - зимой (в 1837 году), на льду, с помощью ряжевых ящиков. Правда технологии 19 века уже отличались от технологий века 18-го. Поэтому дальше по окружности форта уже вбивались сваи, причем с использованием механических копров. Было забито 5335 свай. Далее на них положили бетонную подушку, которую сверху закрыли гранитными плитами. С помощью 8 ручных кранов в основание форта уложили 11 тысяч квадратных метров плит.

Дальше уже возводились стены. Причем контракт на их возведение был заключен с купцом Молчановым, который обязался за свои средства выложить стены из кирпича и облицевать их финляндским гранитом.

Новый форт был достроен и освящен к лету 1845 года. Тогда же ему было присвоено имя “Император Александр Первый”.

Что интересно. форт так ни разу и не участвовал в настоящем бою. Один вид фортов и минные заграждения в Крымскую войну остановили англо-французскую эскадру. 

После Крымской войны, к концу 19 века изменился флот, он стал броненосным, выросла мощ боевой артиллерии. И форт утерял свою оборонительную функцию. С 1896 года старые форты разоружили и использовали только в хозяйственной деятельности.

Но форт Александр получил таки вторую жизнь благодаря правнуку Павла I, принцу Александру Петровичу Ольденбургскому. Не смотря на знатность происхождения. Александр Петрович относился к людям, которые целью жизни ставят службу своей стране. Он организовал санитарное дело в действующей армии, и поднял его на высокий для своего времени уровень.

Именно по его инициативе в Петербурге был создан Институт Экспериментальной Медицины, который занимался изучением причин возникновения болезней, главным образом заразных. А это чума, оспа, холера….. Причем болезни не только изучали, но и готовили сыворотки и вакцины от них.

В конце 19 века от эпидемий чумы страдали и Европа, и Индия, и Африка.

Опять же по инициативе принца Ольденбургского и на его средства. в форте Александр создается противочумная лаборатория. За что форт и получил от местных жителей имя - Чумной.

А зря! Пожалуй это самые героические его годы. В конце 19 века в мире было только три таких лаборатории. При этом, лаборатория в Бомбее производила только противочумную сыворотку, а лаборатория в Париже добывала только лимфу.

И только лаборатория в Чумном не просто изготавливала и лимфу, и сыворотку от чумы,оспы, холеры, но и вела научные исследования, собирала музей. Цифры впечатляют - в год из лаборатории отсылалось до полумиллиона склянок лекарственных средств по всему миру.

После революции лабораторию закрыли. И форт вновь стал использовать исключительно как склад. В том числе и в годы Великой Отечественной войны - как склад минно-трального оборудования.

Еще одну страницу в историю форта вписали съемки фильма “Порох”, в 1883 году. То ли съемочная группа действительно опасалась чумной славы форта, то ли сознательно стремилась закоптить стены, то ли пожар вышел из под контроля…. Но с той поры стены форта приобрели такой зловещий черный оттенок.

Интересно, что в 2000-е форт, покинутый военными был в запустении, чем и воспользовались организаторы фестиваля Фортденс. Лет семь подряд там собиралась молодежь “раскрепоститься” под танцевальную музыку и возбуждающие вещества. Спорный конечно вопрос, была ли это свобода в чистом виде, но следы этих чумных фестивалей (и даже те самые вещества) в форте остались.

Форт “Великий князь Константин”

Мы же, миновав форт с такой яркой историей, плывем напрямую к дамбе и по правую руку, вдалеке, пытаемся увидеть форт Константин.

Пока мы вглядываемся вдаль, несколько строк о самом укреплении.

Этот форт тоже отличается уникальной судьбой. Начнем с того, что фактически все время своего существования, как военный форт, он то строился, то ремонтировался, то реконструировался, то улучшался. Перманентно.

Кроме того, именно в этом форте испытывались и внедрялись все новинки морского вооружения.

И наконец, именно этот форт сейчас в более-менее процветающем состоянии, на его территории проводятся экскурсии, действует музей, яхт клуб и т.п. 

Несколько слов о строительстве форта. Началось оно в 1808 году, и это понятно. Со времен постройки старых фортов прошло больше полувека, морское вооружение и оборона на месте не стояли. Для защиты Южного фарватера потребовались новые форты.

Что интересно, этот форт был отстроен очень быстро, в течение года, но из дерева. Как и другие форты, он возведен на искусственном острове, однако в этом случае использовалась отмель недалеко от Котлина. Сооружение возвели в два яруса, назвали “Двойная Южная” и это была скорее батарея, чем полностью укрепленный форт. Назначение новой батареи было вести огонь прямой наводкой по кораблям противника, он получил название “Кинжальный огонь”. Для этого на батарее установили новейшие пушки и гаубицы.

Сокрушительное наводнение 1824 года, батарея пережила лучше остальных, поэтому начинается реконструкция старых фортов, а до “Двойной Южной” дело доходит только после Крымской войны. 

Новое имя батарея получила в 1834 году, после визита императора Николая I, который и повелел именовать новый форт “Великий князь Константин” в честь своего трехлетнего сына.

Настоящая жизнь форта началась в 1857 году, когда старенькую уже. деревянную батарею реконструировали в современный и мощнейший по тем временам каменный форт. В 1859 году Константин дополнительно укрепили двумя броневыми брустверами. 

Чуть позже, в 90-е годы 19 века появился новый строительный материал - портландцемент, по своей сути цемент, но при застывании похожий на портландский камень (отсюда и название). Из нового материала на острове котлин возвели пару укреплений, а затем расстреляли их из орудий форта. Материал выдержал, в результате в форте вместо старых батарей, появились две новые, из портландцемента.

Вообще именно в этом форте частенько испытывались военные новинки. Вот например:

  • в специальном павильоне, на вращающейся платформе был установлен дальномер В.Ф. Петрушевского, который позволял быстро определять расстояния до объектов;
  • между фортами по дну залив был проложен кабель связи, благодаря которому можно было быстро скоординировать свои действия;
  • здесь были установлены новые подъемные механизмы Паукера, которые опускали орудие для перезарядки, и занимал этот процесс всего 15 секунд;
  • в 1890 году Котлин и форт были соединены дамбой, на которой положили рельсовую дорогу что значительно ускоряло снабжение форта;
  • именно здесь на рубеже веков были проведены испытания беспроволочного телеграфа.

Интересно, что форт фактически не принимал участие, ни в первой, ни в гражданской войне. В период Великой Отечественной войны орудия форта поддерживали защитников Ораниенбаумского плацдарма.

Вплоть до 60-х годов прошлого века форт оставался мощным военным объектом, а потом военный оттуда ушли, и форт начал потихоньку ветшать.

Новая жизнь у Константина началась в этом веке, когда у него появился собственник. Что можно отреставрировать по минимуму привели в порядок, открыли музей, яхт-клуб и первый в Петербурге таможенный пропускной пункт для маломерных судов.

Форт “Граф Милютин”

 А мы, так толком и не разглядев форт Константин, в своем плавании добрались до дамбы и судно совершает разворот. Теперь по правому борту вдалеке нам виден форт Милютин.

По сравнению с морскими укреплениями, которые мы уже увидели, Милютин сравнительно молодой форт.

Он начал свое существование в середине 19 века, как деревянная батарея, прикрывавшая форт “Рисбанк” и практически вплотную к нему примыкавшая. 

После Крымской войны оборонительные укрепления Кронштадта проинспектировал Эдуард Иванович Тотлебен. Это именно тот талантливый военный инженер, про которого адмирал Нахимов сказал (подразумевая оборону Севастополя) - “без Тотлебена мы пропали бы”. Именно Тотлебен определил нынешнее место форта куда и была перенесена Третья южная батарея.

Форт возводили достаточно традиционным путем, устанавливая ряжевые ящики, укрепляя их затем сваями.

В отличие от других укреплений, в новом форте сразу же строили площадки для шести броневых башенных установок системы К.Кольза. Не смотря на небольшой размер (башни в диаметре достигали 8,5 метров), вес у малышек был значительный - около 500 тонн каждая.

Стоимость постройки одной башни составляла приблизительно 250 тысяч рублей (около 100 млн. рублей в современном эквиваленте). Внешний слой брони башни был 30 см, дальше шла прослойка из тикового дерева и внутренний слой брони башни 7,5 см. Не случайно поэтому башня могла выдержать огневой удар английского броненосца, на тот момент самого современного военного судна.

Башни вращались по оси благодаря паровым машинам, снаряды тоже подавались с помощью машин. Полный круг башня могла совершить за одну минуту, а в случае выхода из строя паровых машин, вручную - за 3 минуты.

Да еще и пушки на башнях установили современнейшие по тому времени, 11 дюймовые, образца 1867 года.

В 1880 году форт посетил император Александр II, и Третья Южная батарея получила наименование “Граф Милютин”, в честь военного министра Дмитрия Алексеевича Милютина. В тот период Милютин был пожалуй самой сильной политической фигурой, оказывающей влияние на императора.

Но и сами заслуги Милютина велики, ведь это именно он предложил ввести всеобщую воинскую повинность, взамен старой системе рекрутской службы и самое главное, сумел отстоять свои реформы при дворе.  

Мощнейший по тем временам форт постоянно совершенствовался. Вместо паровых машин здесь устанавливают электрические генераторы. В конце 19 века здесь выстроили каземат для скрывающегося прожектора системы “Шуккерт”, для внезапного ослепления противника. Вот как раз крышка люка и шахта сохранились до сих пор.

В начале 20 века века бронебойные башни разбирают, они устарели, и устанавливают 6 дюймовые пушки системы Канэ. Это были первые среднекалиберные оридия, у которых снаряд и заряд был в одной гильзе, что значительно увеличивало скорость стрельбы и снижала опасность возникновения пожара. Пушки системы Канэ пережили две мировые войны.

В первые годы советской власти форт практически полностью разоружили и даже использовали в качестве базы для утилизации устаревшего вооружения. Но в 30-е годы форт вновь вооружается. ЗДесь устанавливаются и 120-мм орудия системы Канэ, и зенитные и противодесантные пушки. 

Во время Великой отечественной войны через форт проходила Малая дорога жизни, а его орудия, как и орудия форта Константин, обеспечивали защите Ораниенбаумского плацдарма.

В 50-х годах форт начали разоружать, а когда в 60-х годах из него ушли военные, форт практически полностью разграбили.

Только в 2015 году территорию форта немного расчистили и сейчас он доступен для туристов.

Форт “Император Павел I (Рисбанк, Рваный)”

А мы же по правому борту наблюдаем не менее героические развалины форта Павел I.

Вот уж над чем судьба пошутила! Героическое начало и разрушение по недомыслию…..

Возник будущий порт как деревянная батарея, в начале 19 века. На таком же искусственном острове, как и остальные форты. 

Его первоначальное название - Рифсбанк, имеет чисто географические корни. Банкой называют небольшое возвышение морского дна, рифом - подводная или находящаяся чуть выше уровня моря скала на мелководье. Вероятно, ранее это место, опасное для мореплавания, обозначалось как риф на банке. Поэтому строители батареи присвоили ей это устоявшееся название. Со временем буква “ф” исчезла и остался Рисбанк.

Наводнение 1824 года практически поставило крест на деревянных батареях и уже в 1844 году император Николай I рассматривает проекты нового каменного форта. Один из проектов предлагал усилить старое основание батареи сваями и бетоном и возвести на нем форт, второй проект настаивал на вынесении здания форта немного впереди батареи на новом фундаменте. Выбор сделал Николай, будучи по образованию военным инженером, он предложил строить новый форт внутри гавани старой батареи.

В течение всего периода строительства Николай I принимал активное участие. Причем это был не только “императорский контроль”. Николай неоднократно вкладывал в строительство собственные средства, за весь период строительства такие денежные вливания составили ¼ часть стоимости, 1303 тысяч рублей.

К началу Крымской войны форт уже имел вполне законченный вид, но окончательно все постройки завершились уже к 1859 году.

Чуть раньше, в 1854 году отмечалось столетие со дня рождения император Павла I, отца Николая. Так форт Рисбанк, высочайшим повелением Николая I был переименован в “Император Павел I”.

На тот период форт был самым мощным в мире. 220 орудий крупного калибра, 3 ядрокалильные печи, 18 пороховых погребов и 1320 человек личного состава! В 60-70-е годы XIX века сюда устанавливали самые мощные орудия. 

Но уже к 80-м годам XIX века форт утратил свое значение, и начал постепенно превращаться в склад военных боеприпасов. Что интересно, именно в его подвалах находилось на хранении около 30 тысяч мин заграждения в полной боевой готовности и большое количество взрывчатых веществ.

Причем судьба предупреждала новоявленную Советскую власть! В 1919 году на форте уже происходил взрыв части хранившихся мин. Точная причина не установлена, но преобладает мнение о том, что это была диверсия восставших моряков с форта “Красная горка”.

Вот тут бы и обезопасить форт, либо как минимум установить постоянную охрану. Так нет же, к 1923 году форт со своим смертоносным запасом был доступен всем, у кого есть лодка.

19 июля 1923 года, на берег форта высадилась группа военных моряков с линкора “Парижская коммуна”. Вчерашние крестьяне, молодые парни, ничего особо в жизни не повидавшие, устроили себе экскурсию. Википедия почему то считает, что они были пьяны, хотя доступный сейчас приговор суда таких сведений не содержит. 

В ходе “прогулки” ребята изучили хранящиеся мины и даже поспорили, что это желтеет внутри них, ржавчина или динамит? Один из моряков, в рамках проверки бросил туда горящую грелку (японское приспособление для обогрева в окопах).

Проверка показала, что в мине явно не ржавчина, она задымилась, а матросы быстренько погрузились на лодку и уплыли на линкор.

На этом безалаберная часть истории заканчивается и начинается героическая.

Дым заметил вахтенный сигнальщик бывшего в то время учебным, крейсера “Аврора”. Шлюпка с 9 курсантами пристала к берегу и увидела горящую мину. Командир В.В. Гедле отдал приказ гасить огонь песком и водой, потом катить горящую мину к воде. Взрыв раздался внезапно, погибли на месте командир и еще два курсанта. Еще одни курсант скончался позже в госпитале. А на форту началась серия взрывов, которая продолжалась почти сутки. Чуть позже, не смотря на взрывы к форту причалил катер с “Авроры”. который и подобрал убитых и раненых.

В итоге “веселых экскурсантов” осудили к лишению свободы, героических курсантов наградили орденами Красного Знамени, а форт в дальнейшем стали использовать как базу для учебных взрывов.

И вот, самый мощный в свое время форт существует сейчас как грустная груда камней и полуразрушенная лестничная башня. И так же как форт Александр I, Павел получил в народе второе имя - Рваный.

А мы возвращаемся к Зимней пристани, проплывая вновь мимо черных стен форта Чумной, круглой башни форта Петр I и красного маяка форта Кроншлот. И вдалеке горит на солнце величественный купол Морского собора. Вот туда то мы сейчас и отправимся!

Петровская пристань, Петровский парк и памятник Петру I

Хотя нет, Морской собор немного подождет. Ведь рядом с местом нашей высадки еще одно живописное место - Петровские пристань и парк, и памятник.

Сейчас это атмосферное местечко, с поющим и играющим на аккордеоне дядечкой и совершенно ничего не боящимися голубями. С прекрасными видами на залив и военный флот (не весь конечно, а самый не секретный в нем. 

Но складывался весь комплекс постепенно, начиная еще с XVIII  века, когда на острове строили док-канал и бассейн, а землю свозили сюда. Так и образовалась отсыпная площадь на которой удобно было проводить парады и учения, муштровать и показательно наказывать солдат. Площадь получила название Арсенальная.

В 1836 году напротив площади строится деревянная пристань, специально для приема высокопоставленных гостей.

Во время празднования 132 годовщины победы в Полтавском сражении, в 1841 году, в центре площади был  установлен памятник Петру I.

Занимательно, что французский скульптор, Теодор-Жозеф-Наполеон Жак должен был решить достаточно сложную задачку. До этого времени Петра не изображали пешим, потому что император был, как и все высокие люди, сутул. Он гармонично смотрелся на коне, но конный памятник в морском порту был мало уместен. А изображать натуральную фигуру царя, сутулого и на тонких ногах, было чревато. Так что французу пришлось несколько слукавить, и на монументе мы видим и атлетическую фигуру, и довольно крепкие ноги самодержца. Кроме того, царь одет в мундир Преображенского полка, в котором был в день битвы. Здесь скульптор тоже решил не рисковать, поскольку римская тога у Петра на памятнике Растрелли, и балдахин на Медном всаднике вызывали у современников ехидные замечания о “голом царе в простыне”. Одетый в мундир, при шпаге и попирающий ногой шведский флаг, 4-х метровый Петр, выглядит вполне себе величественно. 

Отливал статую из бронзы Петр Клодт, тот самый автор коней на Аничковом мосту.

Интересно, что матросы Кронштадта не жаловали этот памятник. Возможно потому, что любимой присказкой боцманов молодым рекрутам, ступившим на берег острова было - “Служить тебе долго, пока царь Петр другой ножкой ступит”. Не случайно, после революции было много желающих памятник снести, но он устоял. А в советское время, в 1961 году у монумента украли шпагу, и так и не нашли. 

С появлением памятника Петру, площадь вокруг и деревянная пристань тоже получили название Петровские. Через 20 лет, после появления памятника, вокруг него началось разведение парка, по сложной франко-голландской системе. К 80-м годам XIX века парк разросся и уже вокруг него установили красивую чугунную ограду. В это же время парк разделили на две части, в его левой половине прогуливались господа, а в правой простолюдины. 

Вместе с работами по устройству парка, в 70 годы XIX века деревянную пристань заменяют на каменную, и на берегу устанавливают пушку времен Петра. Первый выстрел из нее был сделан в день празднования 200-летнего юбилея со дня рождения Петра, в 12-00, и знаменовал он начало праздничного салюта. С тех пор полученные выстрелы стали в Кронштадте традицией.

Свой современный вид Петровская набережная приобрела в 70-е годы XX века. Были установлены якоря и цепи вместо балюстрады, а на месте полуденной пушки появилось небольшое орудие XIX века, состоявшее когда то, на вооружении Кронштадта.

Пристань и парк небольшие по размеру и прогулка по ним много времени не занимает. Все, пора к Морском собору!

Морской Никольский собор на Якорной площади

Безусловный новодел, Морской собор западает глубоко в душу, стоит хоть раз его увидеть! Не случайно экстрасенсы, или люди, ощущающие силу, в один голос твердят о том, что возведен собор на месте силы, которая ощущается здесь до сих пор.

Еще собор знаменит тем, что это последний храм, построенный до революции, службы в котором проводились всего 4 года.

Морской собор: вехи истории

Сам собор изначально был задуман не только как религиозное учреждение но и памятник погибшим морякам. С инициативой о строительстве выступил главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал Николай Иванович Кознаков. В 1896 году он подал прошение императору и после получения одобрения начался сбор пожертвований на строительство.

Первым пожертвовал на строительство 700 рублей Иоанн Кронштадтский, в то время уже почтенный старец, отдавший служению Богу и людям более 50 лет. 

Сам по себе удивительный человек! Помимо церковной службы и преподавания в церковном училище, все его время было отдано простому служению людям. Он каждый день бывал в бедных района Кронштадта, помогал деньгами, вещами, сидел с детьми. Иногда возвращался домой полураздетый, оставляя одежду нуждающимся. Конечно же на его обращение в газете о сборе пожертвований на строительство храма откликнулись очень многие.

Больше всего, 280 тысяч рублей, собрали моряки, которые с 1897 года по 1913 год отдавали по ¼% от своего жалования на строительство собора. Жены офицеров вышили серебром и жемчугом ковры для ступеней всех престолов храма, портные собрали деньги на мозаичную икону, внес пожертвование и лично император. Но к 1901 году не было собрано и четвертой части средств, необходимых для строительства. Поэтому около 1,6 миллиона рублей было выделено из казны.

Для места строительства была выбрана Якорная площадь, получившая свое название от старых якорей, которые хранили здесь. Сама площадь была достаточно просторной, располагалась на возвышенности, была защищена от наводнений, к тому же в центре города. Построенный на ней собор должен был быть виден со всех точек в фарватере.

Архитектор собора, Василий Косяков, выбрал в качестве прообраза собора Константинопольскую Софию, для чего лично ее посетил и даже измерил.

Но храм не стал слепой копией Софии, даже по размерам. Морской собор немного уже и выше константинопольского прообраза. Да и сама концепция внутреннего убранства абсолютно уникальная.

Первый камень был заложен в 1901 году, полностью храм освящен в 1913 году. А через год первая мировая война, а там и революция….

В 1929 году в соборе отслужили последнюю службу, а дальше…. он был просто разграблен. Конечно большевики приспособили его под свои цели, в разное время здесь были склад, клуб, наблюдательный пункт в годы войны. И все это время он ветшал.

В 1976 году советские власти опомнились и взяли храм под охрану как памятник культуры. В 80-е годы здесь открылся музей “Кронштадтская крепость”. В 2002 году на собор был торжественно водружен крест, в 2003 году его передали Санкт-Петербургской епархии и даже начались частичные реставрационные работы.  году Но ситуацию это не решило, храм стремительно ветшал и в 2009 году его состояние было признано аварийным. 

Как и 100 лет назад, средства на ремонт собирали всем миром, и вот уже в 2012 году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин Малого освящения, а в столетие освящения Морского собора патриарх Иерусалимский Феофил и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили чин Великого освящения и Божественную Литургию.

Внешний облик и интерьер храма в Кронштадте

В основе убранства собора лежит задумка Василия Косякова через символы и знаки передать историю христианства и историю морского флота России.

Поэтому если присмотреться к якорям, которые причудливой вязью украшают купол собора, то в них можно увидеть древний христианский крест. И наоборот, крест, венчающий купол собора как бы вписан в морской штурвал.

Витиеватые узоры белоснежных стен собора делают его воздушным. И какие только символы не изображены на стенах! Что особо отмечают наблюдатели - так это огромное количество кельтских крестов во всех элементах украшений храма. Напомню, что для кельтских крестов характерно наложение креста на круг. При этом кельтский крест делит круг на 4  сектора, воплощающие 4 стихии - огонь, воду воздух и землю, центр креста - эфир.

Конечно, можно сказать что В. Косяков стремился объединить христианскую символику с морской, и кельтский крест здорово напоминает штурвал. Единственное, возникает вопрос, а случайно ли получилось у архитектора такое совпадение?

Еще на один вопрос я так и не нашла ответа. С парадного входа храма, в нише центрального портала, за ажурной решеткой (!) расположена часовня Спаса Нерукотворного.

Очень красивое место, вдохновляющее, но совершенно не доступное. И я совершенно не понимаю, зачем часовня при входе в работающий храм? 

Чтобы вы прониклись моим недоумением несколько слов о том, что такое часовня.Часовня - это небольшое церковное сооружение, в котором можно совершать почти все религиозные обряды, но нельзя служить Литургию, потому что в ней ней алтаря и Престола.

Название “часовня” связывают со словом часы, которые читаются перед службами - обряд, который может отправлять любой мирянин, поэтому часовни общедоступны. Но не здесь, про ажурную решетку помните?

Часовни могут ставить на кладбищах, для отпевания покойных. Не наш вариант. Часовни могут стоять у дорог, и снова не тот случай . Есть еще вариант часовни-реликвария, когда она внутри церкви и в ней хранятся святые мощи. И вот снова не то!

Так что я ответа так и не нашла.

Давайте лучше восхитимся внутренним интерьером храма. Василий Косяков задумывал его как единое пространство, где пол символизирует земную поверхность, море, а купол храма -  звездное небо.

Поэтому мраморный пол собор украшен изображениями рыб, морских чудовищ, водорослей, птиц, животных, кораблей. По мнению эзотериков, пол вообще покрыт стилизованными магическими печатями. Для того, чтобы постоять на рыбах, в центре зала под куполом, выстаивается даже маленькая очередь, настолько там сильно ощущается энергия.

Купол собора, как и пилоны в своем первозданном виде росписи не имели. Роспись была добавлена во время последней реставрации и смотрится абсолютно органично.

Множество элементов, таких как Андреевские флаги, якорные цепи, окна в виде больших иллюминаторов, напоминает нам о том, что мы находимся в главном храме морского флота.

Огромное впечатление вызывает беломраморный иконостас. В советское время он был полностью разрушен и восстановлен исключительно по старым записям, рисункам и чертежам. Но как же красиво это было сделано! Тонкие мраморные пластины с резьбой так искусно примыкают к каменной основе, что создается ощущение единого мраморного кружевного полотна.

В боковых галереях храма размещена экспозиция, посвященная истории морского флота и Морского собора. И главная отличительная деталь собора - памятные доски. В первоначальном варианте они были двух цветов: черные с именами погибших моряков и белые, с именами погибших священнослужителей.  

В свое время историку русского флота А. С. Краткову (1848–1917) понадобилось пять лет, чтобы собрать все имена для памятных табличек. Ему удалось установить всех погибших на флоте с 1696 года. Всего было 130 черных и 20 белых досок. Но его рукописи были утеряны, и при реставрации собора список погибших моряков пришлось восстанавливать с нуля. Ведь в советское время все мемориальные доски были сняты и где только не использовались, в том числе и для мощения дорог Кронштадта.

Всю работу, что проделал А.С. Красков, в конце XX века повторила Е.В. Исакова. используя архивные фото, записи, чертежи. Было восстановлено около 700 записей и 1000 имен. Часть досок пустая, потому что в соответствии с идеей храма-памятника, тексты должны быть продолжены до нашего времени.

Конечно, храм воссоздан заново, и подлинно историческими в храме, являются лишь детали, как например колокол, который почему то не смогли снять большевики. Но в плане эстетического наслаждения, какая в принципе разница? Храм красив, величествен, он интригует, притягивает и несомненно восхищает!

Якорная площадь, чугунная мостовая, памятник адмиралу Макарову и Огонь Славы

Место, на котором расположен Морской собор само по себе примечательно.Поэтому более-менее привыкнув к пышной красоте собора, можно и оглянуться вокруг. И оказывается, что рядом с собором тоже есть на что посмотреть.

Якорная площадь

Это раньше площадь была местом хранения старых якорей, сейчас же ее название воплощено в ее оформлении. При взгляде с высоты птичьего полета мы видим огромный якорь. И не только якорь, но и древнерусский шлем. Мощение площади выполнено из диабазового камня. Диабаз - одна из древнейших вулканических пород, он встречается в природе не часто и отличается исключительной прочностью. Он характеризуется даже лечебными свойствами, например способен понижать артериальное давление.

Чугунная мостовая в Кронштадте

Не могу не поделиться ее историей. Сама идея использовать чугун в мостовых впервые реализована в Америке, в Нью-Йорке. Достаточно влажный климат Кронштадта сказывался на качестве булыжных мостовых. Булыжник приходилось периодически выкапывать, подсыпать гравий и снова укладывать. Трудоемко, ненадежно. 

Поэтому, когда управляющий Кронштадтским Пороховым заводом генерал В.П. Лебедев увидел чугунную мостовую в Америке, то настолько заинтересовался, что даже привез с собой образцы. А затем и приказал отлить на заводе и  замостить такими шашками площадку перед заводом.

Опыт получил огласку и вот уже в 1860 году великий князь Константин дает поручение начальнику строительного управления Кронштадтского порта испытать новое покрытие на более оживленном месте. 

И 160 метров дороги у Пенькового моста получили новое оформление. Полотно дороги углубили, засыпали щебнем, потом положили чугунные шашки, скрепив их между собой. Затем все отверстия засыпали щебнем и утрамбовали. Получилось практически самое износостойкое дорожное полотно на от момент. И не смотря на дорогую стоимость 1 квадратной сажени (4,55 кв.м.) - 40 рублей серебром, у чугунной мостовой появилось очень много сторонников. И вот уже несколько кронштадтских улиц получили чугунное покрытие. 

Чугунная дорога прослужила без ремонта 80 лет. Пока в 1941 году не пришел в Ленинград из Москвы приказ отлить один миллион корпусов мин. Причем поиском ресурсов ленинградцы должны были заняться сами. В числе материалов были проведены испытания и с чугунными шашками дорог. Оказалось, что именно они - то что надо для мин. Дороги разобрали, приказ выполнили.

В Кронштадте чугунная мостовая осталась лишь на Якорной площади и на Пеньковом мосту.

В наше время подлинные чугунные шашки остались только на Пеньковом мосту, шашки Якорной площади при реставрации заменили на новодел. Но образцы таки передали в музей.

Памятник адмиралу Макарову на Якорной площади

“Неугомонный русский гений”, Степан Осипович Макаров прожил всего 55 лет, но зато каких! Сын прапорщика, он кадетом начинал свою службу на флоте, а в 41 год получил признание как выдающийся офицер и исследователь, был произведен в контр-адмиралы и назначен младшим флагманом Балтийского флота. В каком качестве и на каком судне бы не служил Макаров, он постоянно работал над совершенствованием безопасности боевых судов.

Именно ему принадлежит идея создания быстроходных пароходов, перевозящих подъемные минные катера. И нужно отметить, что только благодаря этой идее более слабый Черноморский флот получил на момент русско-турецкой войны преимущество перед турецким флотом.

Именно он командовал корветом “Витязь”, который совершил кругосветное путешествие и привез столько исследовательского материала что имя Макарова стало известно всем научным кругам.

Это ему принадлежит проект первого в мире ледокола “Ермак”, который дошел до Новой Земли, успешно преодолев льды.

Степан Осипович погиб в 1904 году, во время русско-японской войне, по иронии судьбы броненосец “Петропавловск” подорвался на японской мине. О погибшем Макарове горевали не только в России, даже японские моряки надели траурные ленточки.

Памятник неугомонному гению решено было поставить сразу после его гибели, но лишь к 1913 году все получилось. 

Статуя водружена на стошестидесятитонную скалу, которая в свое время, предназначалась для постамента Павлу I. Но корабль затонул в Выборгском заливе, где скала благополучно пролежала 100 лет. Ее достали с помощью водолазов в 1911 году, причем не очень удачно, от нее откололся кусок. Этот кусок остался на Петровской набережной, и в наше время  служит постаментом для небольшого мемориала памяти русским морякам, погибшим во время Цусимского сражения.

Наклонную же плоскость обломившегося постамента скульптор Леонид Шервуд использовал для изображения бронзовой волны, очень напоминающей дракона, символизирующего японцев, по чьей вине погиб адмирал.

Очень живая статуя, с развевающимися от ветра полами шинели, бурлящими волнами у ног адмирала, якорями и цепями вместо ограждения.

На лицевой части постамента выбит любимый девиз адмирала - “Помни войну”. Он следовал этому лозунгу всю жизнь, этот девиз висел у него в кабинете, поговаривают, что у него даже на запонках были выгравированы эти слова.

Три барельефа на постаменте изображают самые значимые события из жизни адмирала. Мне кажется скульптору было сложно выбрать, уж больно много значимых век было в этой бурной жизни. Тем не менее, на одном из барельефов сцена первого использования торпеды и гибели турецкого парохода “Интибах”, на втором - гибель броненосца “Петропавловск”, на третьем - плавание арктического ледокола “Ермак” на фоне северного мишки.

У мишки уже изрядно отполированы нос и ухо, за которые берутся туристы, когда шепчут мишке свою заветную мечту….Ну а вдруг сбудется?

"Огонь Славы" и братская могила перед Никольским собором

Странное сооружение, вызывающее очень разные мнения. Но начнем с того, что вечный огонь внутри расколотой пирамиды, горит не просто так, а на братской могиле. И вот это шокирующее сочетание бесконечных туристов, использующих памятник в качестве горки детей над местом захоронения нескольких десятков людей, почему то давно никого не удивляет. Может потому, что мало кто знает, почему именно здесь горит огонь?

Первые торжественные похороны на Якорной площади состоялись в ноябре 1917 года. Хоронили семерых кронштадтцев, погибших во время штурма Зимнего дворца. Да еще сразу же перенесли прах семерых минеров, расстрелянных в форте Константин во время восстания 1906 года.  Затем хоронили еще неоднократно, погибших во время Гражданской войны. И хотя на памятнике выбито 40 фамилий, захоронено в Братской могиле около 600 человек.

Но! Место захоронения было огорожено, и все понимали, что это, по сути, маленькое кладбище. И отношение было соответствующее.

В 70-х годах началась реконструкция Якорной площади, чугунную ограду вокруг Братской могилы убрали и построили монумент, где 6 ноября 1980 года впервые зажгли вечный огонь.

Интересно, что памятник погибшим за Советскую власть полностью выбивается из интерьера площади. Он здесь чужой, как и не место могиле на площади. Вопрос переноса Братской могилы на Кронштадтское кладбище поднимался в годы реконструкции, но така и не был решен.

А в наш просвещенный век, советские герои уже не всегда герои, и решать проблему с захоронением в самом посещаемом месте Кронштадта, нет ни желания, ни средств, ни у местной власти, ни у добровольцев.

Музейно-исторический парк “Остров фортов”

Десять гектар парка, вход бесплатный, не просто отличное место для прогулок, но и бездна исторической информации, круто представленная. Только в Остров фортов можно ехать на весь день, особенно с детьми.

Кафе и тематическая площадка "От атомохода до теплохода", "Нулевой километр", Золотой компас, игровые зоны и детская площадка

И взгляд в первую очередь цепляется за детское кафе, стилизованное под корабль. И верхняя открытая площадка, и оформление здания и его форма, все продумано, привлекает внимание, да еще и отличная фотозона!

Особенно примечательна тематическая площадка перед кафе “От теплохода до атомохода”. На стилизованных металлических пароходных трубах вытравлены рисунки и тексты, посвященные развитию парового двигателя. Помимо великолепной задумки, сам процесс прокручивания труб, рассматривания рисунков, залипателен и для взрослых и для детей. По крайней мере, я залипла надолго….

Но дочь уже дергала за рукав, потому что на горизонте уже видна была детская площадка. Но вначале мы миновали “Нулевой километр”, символическую точку отсчета до ключевых морских портов. Выполнен арт-объект в виде символической мачты и рассчитан на перспективу. Предполагается, что делегации из различных портовых городов будут и дальше крепить сюда таблички с направлением и расстоянием до их порта.

А недалеко от “Нулевого километра” еще один арт-объект, мимо которого тоже не хотелось пройти - золотой компас. Когда его создавали, взяли за основу настоящий морской настольный компас и увеличили в 50 раз. 

Но нас ждет площадка, поэтому пробегаем мимо “Сада камней”, у которого предполагается задержаться и настроить свои мысли на внутреннюю гармонию, но нет, видимо не мне…. Пробегаем мимо скульптуры “Серого тюленя”, а нет. не пробегаем. 

Скульптуры тюленя и чайки, обитателей акватории острова Котлин выполнены из нержавеющей стали и латуни. По моему напрасная предосторожность, потому что дети. обнимающиеся с тюленем и чайкой, и так исключают появление любой ржавчины. Так и мы, задержались, пообнимались, пощупали, полазили и снова площадка зовет!

На мое предложение отдохнуть на очень интересных качелях-кораблях, дочь скептически их осмотрела, и сказала что вот ни чуточки еще не устала…. А качели знатные, прям манили посидеть и полюбоваться на Финский залив! Но не судьба. 

Пробегая к детской площадке, краем глаза отметила еще и замечательные беседки, выполненные в морской стилистике, и отдохнуть и перекусить. Но кусать мы никого не стали, мы на горки! 

Все, дочь при деле, а я смогла оглянуться и наконец понять, что за шум интересный вдалеке. А это оказался скейт парк, на котором вовсю гоняли подростки, на роликах, скейтах и даже самокатах.

"Маяк памяти", веревочный парк и зона отдыха

Дочура довольно быстро накаталась на горках, облазила всю площадку и ожидала новых развлечений. Батарейки у девушки практически не разряжаются, поэтому мы с сыном решили перейти к решающим мерам. Прямо по курсу от входа в парк мы видели веревочный парк - вот что нам поможет!

52 препятствия, постоянный надзор инструкторов, две основные трассы и возможность самому менять маршрут. То что нужно, чтобы занять не в меру энергичную девчушку.

А я пока оглядываюсь и понимаю, что вокруг тоже очень много интересного. В первую очередь круглая площадка с Маяком памяти в центре. И снова эта креативная подача - стенки маяка кажутся на первый взгляд ажурными, а на самом деле они состоят из букв! На маяке запечатлены имена и звания 200 героев, матросов, мичманов, офицеров, адмиралов с петровских времен до наших дней. А вокруг, амфитеатром - панорамные качели, которых так много, что всегда найдутся свободные. 

Если прогуляться немного правее от маяка, то снова интересные зоны отдыха, стилизованные под лодки. Да еще и отделенные друг от друга деревянными мостками. Вот где действительно можно спокойно посидеть.

Аллея героев российского флота

Вот направо от входа как раз многие сразу и идут, потому что здесь располагается зона фудкортов. Предложения во всех ларьках пока одинаковые, цены тоже, вообщем, если не голоден, можно не отвлекаться а проходить мимо.

Потому что дальше расположено еще одно креативнейшее место парка - Аллея героев российского флота. 11 ключевых моментов в истории морского флота и 11 флотоводцев, их символизирующих. Ключевые темы создатели парка определяли вместе с Российским военно-историческим обществом. А вот флотоводцев определяли народным голосованием, в котором приняло участие 80 тысяч человек из 50 стран.

Прогулка по сравнительно небольшой аллее, это фактически поход по дороге времени, от события к событию, от флотоводца к исследователю. Вдоль аллеи оформлены ниши, в которых с помощью рисунков, чертежей, артефактов на стенах, на полу, в центре, представлена наша героическая история. Пленяет все, и подача материала и гордость за наше прошлое. 

По аллее нужно погулять, все самостоятельно рассмотреть, потрогать, изучить. Очень атмосферное и привлекательное место!

День в Кронштадте подошел к концу. Мы с детьми многое успели, очень многое увидели и всем впечатлились. Кронштадт западает в душу, это место нашей силы, нашей гордости,  это место героической истории!

2 комментария

Аватар комментатора Антонина Автор: Антонина

Прекрасно и главное полный и последовательный рассказ о развитии событий до революционного времени. Спасибо!

Аватар комментатора Ирина Исрафилова Автор: Ирина Исрафилова

Спасибо!

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение